Новости
1 июля 2025

Главный подвиг смоленских партизан – «рельсовая война». 80 лет со Дня Победы

219

История Великой Отечественной войны изобилует примерами мужества и стойкости, но есть страницы, где борьба велась не на прямых фронтах, а в глубоком тылу врага, став настоящим невидимым фронтом. Одной из самых ярких и эффективных форм такой борьбы на оккупированных территориях стала «рельсовая война», и Смоленщина, с ее стратегически важными железнодорожными магистралями, оказалась в эпицентре этого постоянного, изнуряющего удара по нервам и логистике нацистской Германии.

Смоленск, расположенный на главном направлении к Москве, имел колоссальное стратегическое значение. Через него проходили важнейшие железнодорожные ветки, связывающие Западную Европу и оккупированные территории с Восточным фронтом. Магистрали Смоленск-Минск, Смоленск-Витебск, Смоленск-Брянск были артериями, по которым непрерывным потоком шли войска, боеприпасы, топливо, продовольствие, техника для нужд вермахта. Потеря или нарушение работы этих путей означало бы паралич немецкой логистики на огромном участке фронта.

После оккупации Смоленщины в 1941 году, немецкое командование полагало, что, захватив город и контролируя железные дороги, они обеспечили себе надежный тыл. Однако они недооценили силу народного сопротивления.

«Рельсовая война» зародилась немедленно после оккупации. Разрозненные группы окруженцев, местные жители, не желавшие мириться с врагом, и подпольные организации, созданные по директиве советского руководства, начали борьбу. Вначале это были отдельные акты саботажа: вывод из строя светофоров, порча стрелок, небольшие диверсии. Но очень быстро «рельсовая война» превратилась в широкомасштабную, хорошо скоординированную кампанию. Основными исполнителями «рельсовой войны» были партизаны Смоленщины – отряды и целые соединения, численность которых достигала десятков тысяч человек. Их главными целями были: пути сообщения - железнодорожные рельсы, мосты, тоннели, станции, депо; подвижной состав - паровозы, вагоны, платформы с грузами; связь - телефонные и телеграфные линии вдоль железных дорог.

«Рельсовая война» велась с невероятным мужеством и изобретательностью. Самым распространенным методом было минирование рельсов. Партизаны, часто ползком, под носом у немецких патрулей, устанавливали магнитные мины или самодельные взрывные устройства. Результат – сходы эшелонов под откос, повреждение путей, уничтожение подвижного состава и грузов. В районах, где партизаны чувствовали себя уверенно, они могли разбирать целые участки железнодорожного полотна, унося или пряча рельсы, делая невозможным движение поездов на длительное время. Партизаны устраивали засады на проходящие эшелоны, обстреливая их из пулеметов и автоматов, уничтожая охрану и живую силу противника. Дерзкие рейды на железнодорожные станции, разгром депо, поджоги складов с горючим и боеприпасами, уничтожение железнодорожной техники – все это парализовало работу транспортного узла. Работники железной дороги из числа местного населения, сочувствующие или входящие в подполье, саботировали работу изнутри: задерживали поезда, выводили из строя оборудование, передавали информацию о движении эшелонов.

Эффективность «рельсовой войны» на Смоленщине трудно переоценить. Она стала постоянной головной болью для немецкого командования. Главным результатом было катастрофическое нарушение снабжения войск на фронте. Задерживались подкрепления, не хватало боеприпасов, горючего, продовольствия. Это напрямую сказывалось на боеспособности немецких дивизий. Чтобы противодействовать партизанам, немцы были вынуждены отвлекать огромные силы – целые дивизии и полицейские части – на охрану железных дорог, на проведение карательных операций. Эти силы могли бы быть использованы на фронте, но они были скованы в тылу. Постоянные диверсии создавали атмосферу страха и неуверенности. Немецкие солдаты и офицеры на железных дорогах жили в постоянном напряжении, не зная, когда и откуда последует следующий удар. Это подрывало моральный дух оккупантов. Во время крупных наступательных операций Красной Армии, таких как Смоленская операция («Суворов») в 1943 году, «рельсовая война» усиливалась, действуя синхронно с фронтом. Партизаны парализовали коммуникации противника, не давая ему перебрасывать резервы и осуществлять маневры, что значительно облегчало продвижение советских войск.

За годы оккупации смоленские партизаны пустили под откос тысячи эшелонов, подорвали сотни мостов, вывели из строя километры железнодорожного полотна. Эти цифры – не просто статистика, а свидетельство беспримерного мужества, самоотверженности и несгибаемой воли к победе.

«Рельсовая война» на Смоленщине в 1941-1945 годах – это яркий пример того, как народное сопротивление в глубоком тылу врага может стать мощным фактором в войне. Это был постоянный, истощающий, «удар по нервам врага», который не только наносил колоссальный материальный ущерб, но и деморализовал оккупантов, отвлекал их силы и, в конечном итоге, приближал Великую Победу. Подвиг тех, кто рисковал жизнью на железных дорогах Смоленщины, навсегда останется в памяти как символ несокрушимого духа советского народа.